|| последние события || история || старцы || новомученики || песнопения || убиенные ||

 

 

БЕСЕДЫ ПРЕПОДОБНОГО ВАРСОНОФИЯ

Беседа 2 января 1911 г.
Святки


Слава Господу! Дожили мы до праздников, нынешние дни называются Святками, т.е. святыми днями, т.к. Церковь посвящает их воспоминаниям о Рождестве Спасителя мира.
Но что теперь происходит в миру, страшно и подумать! объядение, пьянство, разврат...
У Гоголя есть рассказ: “Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”. В нем описывается, как из-за ничтожной причины два приятеля поссорились на всю жизнь. Они истощили все свои средства на суды, дошли до бедности, лишь только бы обвинить один другого. Печальная история! В конце повествования автор добавляет: “Скучно жить на этом свете, господа”!
Сейчас мы переживаем лютые времена. После объявления всяких свобод при Александре II усилилась разнузданность, люди восстают один на другого, не щадя ни родства, ни дружбы. Восстают против законной власти – все попрано, вера, добродетель, стыд. Театр развращающим образом действует на душу. В нем разыгрываются безнравственные вещи, как, например, “Анатэма”  Андреева и т.д. Не скучно, а страшно жить на этом свете, господа! Впрочем, не следует приходить от этого в уныние, было и хуже, да прошло, так и настоящее еще успокоится. Это еще не время перед антихристом. Господь милосерд, но и правосуден. Св. Писание говорит: “Господь поругаем не бывает” (Гал. 6, 7). Долго терпит Он грехи и беззакония, но если человек не хочет исправиться, то наказывает нечестивцев внезапной смертью. “В чем застану, в том и сужу”, – говорит Господь. Ужасна будет участь человека, умершего внезапно во время совершения грехов.
Один богач, женившись на бедной девушке, начал вскоре всячески издеваться над нею, а сам предался разгульной жизни. Однажды он был в театре на одном безнравственном представлении. В антракте он отправился в буфет, взял себе рюмку вина, и вдруг упал мертвым. Каково такой душе явиться на суд Божий?
Однажды в Вене, в Ринк-театре, шло какое-то кощунственное представление. Вдруг вспыхнул пожар и быстро распространялся по всему зданию, множество людей погибло. Потрясающее впечатление производило зрелище массы гробов, которые затем потянулись по направлению к кладбищу, а какова загробная участь этих людей – страшно подумать!
Теперь все разрешено, театральные представления идут даже в большие праздники. Прежде же в казенных театрах под праздники не играли.
Помню однажды в Казани под праздник святителя Николая давалось представление, вдруг за кулисами вспыхнул пожар, возбудивший всеобщую панику. Впрочем, жертв человеческих не было. Господь помиловал за молитвы святителя. Долго после этого под праздник святителя Николая Чудотворца представления не давалось.
Когда я был в миру, то любил оперу. Хорошая, серьезная музыка доставляла мне удовольствие, и я имел всегда абонемент – кресло в партере.
Впоследствии, когда я узнал другие, духовные утешения, опера перестала меня интересовать. Когда в сердце закроется клапан для восприятия мирских наслаждений, тогда открывается иной клапан, для восприятия духовных. Но как стяжать это? Прежде всего миром и любовью к ближним. “Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине, вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает...” (1 Кор. 4–8).
Кто же спасется? Претерпевый до конца; еще – удалением от греховных удовольствий, каковы, например, карты, танцы и прочее.
Один человек видел во сне танцующих кадриль и ангел Господень вразумил его, говоря: “Посмотри, что они делают”. Господи, да ведь это поругание Креста Христова. Действительно, французская кадриль была выдумана в эпоху революции для попрания креста, ведь и танцуют ее или четыре или восемь человек, чтобы как раз вышел крест. Подобный сон видела одна схимница, ей представилось, что танцующие были объяты пламенем и окружены канатом, а бесы прыгали и злорадствовали о погибели людей.
Вот теперь праздники, но какая разница между тем, как празднуют эти святые дни в миру и в монастыре. Там служат врагу, здесь, в монастыре – служение Богу. В то время, как в миру беззакония достигают самого большого развития, в монастыре радость и мир о Господе! Торжественная служба умиляет душу и располагает ее сильнее восчувствовать всю безпредельную благость Господа, родившегося ныне от Безневестныя Девы Марии. У нас, например, даже сама природа располагает к тихой радости о Господе.
В то время, как в миру увлекаются светской литературой, часто безнравственной, в монастыре – чтение Псалтири, и в свободное время – Жития святых. Когда я поступил в монастырь, то у меня явилось желание перечитать всех наших классиков, я открыл это Старцу, но тот запретил. Теперь я радуюсь, что послушался мудрого совета, т.к. желание заняться светской литературой было приманкой врага, чтобы возбудить во мне воспоминание о мирской жизни, а, может быть и сожаление о ней.
Я не хочу сказать, чтобы чтение наших великих писателей было грехом, но есть чтение более полезное и назидательное. Во-первых, чтение Псалтири: здесь мы можем почерпнуть все эстетические наслаждения. Книга эта написана св. царем и Пророком Давидом по внушению Святого Духа, сам Пророк говорит об этом: “Язык мой – трость книжника скорописца” (Пс. 44, 2).
Незаменимое чтение представляют собой Жития святых, особенно на славянском языке. В настоящее время славянский язык не всегда понимают, а между тем он несравненно красивее и богаче русского. Один знаток его, сравнивая славянский язык с русским, говорил, что между ними такая же разница, как между дворцом и трактиром. Представьте себе великолепный Миланский Собор или Св. Петра в Риме, а рядом с ним – простую сельскую деревенскую церковь, и это будет подобием славянского и русского языков.
В миру чтение Житий святых, а в особенности на славянском языке совсем оставили; вы же не сообразуйтесь с обычаями века сего, а занимайтесь этим спасительным чтением.
Посещайте монастыри, особенно в праздники, когда и меня не будет, не забывайте приезжать сюда, чтобы отдохнуть душой. А, может быть, кого из вас Господь сподобит монашеского чина. Хотя монастырская жизнь полна скорбями и искушениями, но она же несет с собою и великое утешение, о котором мир совсем не имеет ни малейшего понятия. Впрочем, как бы не спастись, только бы спастись и достигнуть Царствия Небесного, которого да сподобит нас всех Господь.
Аминь.

назад

                         как доехать до обители........ . . .